ОБЗОР И АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ПЕРЕГРЕВА КРУПНОГАБАРИТНЫХ ШИН

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ:

Аннотация

В статье рассматривается актуальная проблема перегрева крупногабаритных шин карьерных самосвалов, эксплуатируемых в условиях жаркого климата. Повышенная температура внутри шины, возникающая при движении, высоких нагрузках и интенсивной эксплуатации, приводит к ускоренному износу резины, расслоению, образованию внутренних дефектов и преждевременному выходу шин из строя. На основе анализа научной литературы, технической документации и экспериментальных данных подтверждена ключевая роль температурного фактора в снижении ресурса шин. Особое внимание уделено практическим и конструктивным мерам, направленным на снижение тепловой нагрузки. Среди них: совершенствование конструкции шин, использование дополнительных теплоизоляционных слоев во внутренней поверхности шин, применение газовых смесей с оптимальными теплопроводными характеристиками (в частности, смеси азота и аргона), а также использование встроенных датчиков давления и температуры для мониторинга состояния шины в реальном времени. Также рассматриваются производственные рекомендации по ограничению скорости, допустимой нагрузке и режиму движения. Сделан вывод о необходимости внедрения комплексного подхода и проведения дальнейших исследований, направленных на повышение ресурса шин и снижение аварийных рисков при эксплуатации карьерной техники в жарких и засушливых климатических условиях. Подчеркивается значимость взаимодействия в этом вопросе между производителями техники, специалистами по эксплуатации и научным сообществом для выработки оптимальных решений.

Список литературы

Xursanov A.X., Sanakulov R.B., Toshov J.B., Xarin A.V., Abdullaev A.L. Karerlarda avtosamosvallardan

foydalanishning optimal muddatini aniqlash // Кончилик машиналари ва жиҳозлари №1 (11). 2025. 4-8 b

(https://doi.org/10.5281/zenodo.15236985).

Абдулаев Э.К., Махараткин П.Н., Кошкина Е.П., Пумпур Е.В. Экспериментальные исследования

зависимости влияния температуры шины на ее свойства // «Горная Промышленность» №3 (145). 2019. С.

-99 (http://dx.doi.org/10.30686/1609-9192-2019-3-145-98-99).

Горюнов С.В. Функциональная модель прогнозирования долговечости шин карьерных автосамосвалов

// Известия МГТУ «МАМИ» №2 (16), 2013, т. 1. С. 149-154.

Мухитдинов А.А., Юсупов У.Б. Оценка влияния продольного уклона карьерных дорог на ресурс

крупногабаритных шин // Механика ва технология илмий журнали, Т-2023, №2 (11). С. 92-103.

Юсупов У.Б., Мухитдинов А.А., Тухтамишов С.С. Влияние температуры окружающей среды на

интенсивность износа шин // Miasto Przyszłości. Vol. 31 (2023). С. 293-299.

Истаблаев Ф.Ф., Атакулов Л.Н., Хайдаров Ш.Б. Обзор и анализ методов ремонта крупногабаритных

шин карьерных автосамосвалов // Цифровые технологии в промышленности №3. 2025.

(https://doi.org/10.70769/3030-3214.SRT.3.2.2025.15).

Абдулаев Э.К., Махараткин П.Н., Кужелев А.И., Атрощенко В.А. Априорное ранжирование и анализ

факторов, влияющих на износ шин // Известия Уральского государственного горного университета. 2020.

Вып. 1(57). С. 164-169 (https://doi.org/10.21440/2307-2091-2020-1-164-169).

Руководство по эксплуатации карьерных и индустриальных шин радиальной и диагональной

конструкции. Белшина-2024. 49 с (https://www.belshina.by/cn/about-company/dlya-potrebitelya).

Данные с сайта «Строй-Техника.ру» (https://stroy-technics.ru/article/drugie-vidy-shin).

Данные с сайта Дзен (https://dzen.ru/a/YQlP8FEL-mJ4poWZ).

Кучумова А. Совершенно здоровые шины // «Добывающая промышленность» №4 (16). 2019

(https://dprom.online/mtindustry/sovershenno-zdorovye-shiny/).

Данные с сайта компании “Drive-MG” (https://drive-mg.tb.ru/).

Данные с порталов Glots.uz и Stroyka.uz.

Как цитировать

Февзи, И., & Лазизжон, А. (2025). ОБЗОР И АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ПЕРЕГРЕВА КРУПНОГАБАРИТНЫХ ШИН. Горные машины и технологии , 2(12), 21–28. извлечено от https://mining.tdtu.uz/index.php/journal/article/view/142
Просмотров: 23