ОБЗОР И АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ПЕРЕГРЕВА КРУПНОГАБАРИТНЫХ ШИН
Аннотация
В статье рассматривается актуальная проблема перегрева крупногабаритных шин карьерных самосвалов, эксплуатируемых в условиях жаркого климата. Повышенная температура внутри шины, возникающая при движении, высоких нагрузках и интенсивной эксплуатации, приводит к ускоренному износу резины, расслоению, образованию внутренних дефектов и преждевременному выходу шин из строя. На основе анализа научной литературы, технической документации и экспериментальных данных подтверждена ключевая роль температурного фактора в снижении ресурса шин. Особое внимание уделено практическим и конструктивным мерам, направленным на снижение тепловой нагрузки. Среди них: совершенствование конструкции шин, использование дополнительных теплоизоляционных слоев во внутренней поверхности шин, применение газовых смесей с оптимальными теплопроводными характеристиками (в частности, смеси азота и аргона), а также использование встроенных датчиков давления и температуры для мониторинга состояния шины в реальном времени. Также рассматриваются производственные рекомендации по ограничению скорости, допустимой нагрузке и режиму движения. Сделан вывод о необходимости внедрения комплексного подхода и проведения дальнейших исследований, направленных на повышение ресурса шин и снижение аварийных рисков при эксплуатации карьерной техники в жарких и засушливых климатических условиях. Подчеркивается значимость взаимодействия в этом вопросе между производителями техники, специалистами по эксплуатации и научным сообществом для выработки оптимальных решений.
Ключевые слова:
Об авторах
Список литературы
Xursanov A.X., Sanakulov R.B., Toshov J.B., Xarin A.V., Abdullaev A.L. Karerlarda avtosamosvallardan
foydalanishning optimal muddatini aniqlash // Кончилик машиналари ва жиҳозлари №1 (11). 2025. 4-8 b
(https://doi.org/10.5281/zenodo.15236985).
Абдулаев Э.К., Махараткин П.Н., Кошкина Е.П., Пумпур Е.В. Экспериментальные исследования
зависимости влияния температуры шины на ее свойства // «Горная Промышленность» №3 (145). 2019. С.
-99 (http://dx.doi.org/10.30686/1609-9192-2019-3-145-98-99).
Горюнов С.В. Функциональная модель прогнозирования долговечости шин карьерных автосамосвалов
// Известия МГТУ «МАМИ» №2 (16), 2013, т. 1. С. 149-154.
Мухитдинов А.А., Юсупов У.Б. Оценка влияния продольного уклона карьерных дорог на ресурс
крупногабаритных шин // Механика ва технология илмий журнали, Т-2023, №2 (11). С. 92-103.
Юсупов У.Б., Мухитдинов А.А., Тухтамишов С.С. Влияние температуры окружающей среды на
интенсивность износа шин // Miasto Przyszłości. Vol. 31 (2023). С. 293-299.
Истаблаев Ф.Ф., Атакулов Л.Н., Хайдаров Ш.Б. Обзор и анализ методов ремонта крупногабаритных
шин карьерных автосамосвалов // Цифровые технологии в промышленности №3. 2025.
(https://doi.org/10.70769/3030-3214.SRT.3.2.2025.15).
Абдулаев Э.К., Махараткин П.Н., Кужелев А.И., Атрощенко В.А. Априорное ранжирование и анализ
факторов, влияющих на износ шин // Известия Уральского государственного горного университета. 2020.
Вып. 1(57). С. 164-169 (https://doi.org/10.21440/2307-2091-2020-1-164-169).
Руководство по эксплуатации карьерных и индустриальных шин радиальной и диагональной
конструкции. Белшина-2024. 49 с (https://www.belshina.by/cn/about-company/dlya-potrebitelya).
Данные с сайта «Строй-Техника.ру» (https://stroy-technics.ru/article/drugie-vidy-shin).
Данные с сайта Дзен (https://dzen.ru/a/YQlP8FEL-mJ4poWZ).
Кучумова А. Совершенно здоровые шины // «Добывающая промышленность» №4 (16). 2019
(https://dprom.online/mtindustry/sovershenno-zdorovye-shiny/).
Данные с сайта компании “Drive-MG” (https://drive-mg.tb.ru/).
Данные с порталов Glots.uz и Stroyka.uz.
Как цитировать

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.